Наш край - для туристов рай!


Знаете ли Вы, где находится могила Адама? А вот французы, побывавшие на выставке картин Каракалпакского музея искусств им. Савицкого в Канне, знают, причем не понаслышке, а видели своими глазами. Правда, не в натуре, а на картине Игоря Витальевича Савицкого “Могила Адама”. Ну а картину эту искусствовед и создатель музея, названного вице - президентом США Альбертом Гором “одним из лучших музеев мира”, рисовал с натуры, причем не в далеких Палестинах, а неподалеку от Нукуса, в местечке Миздахкан. Правда, как утверждают ученые, это в действительности захоронение Гайомарда (Гайамаретана)– первочеловека Зороастрийской мифологии, религии гораздо более древней. Недаром городок, в окрестностях которо-го расположен это некрополь, называется Ходжели (Ходжа ели - страна паломников), а рядом с могилой Адама в древности была построена мечеть. Впрочем, это было местом поклонения и христиан, и буддистов. Ну а стены, окружающие могилу Адама, образуют мировые часы. Как было написано в некой старинной книге, со стен этого сооружения каждую ночь падает по одному кирпичу, и когда упадет последний, жизнь на Земле иссякнет. Кирпичей еще много, так что до “конца света” вроде бы пока далеко. Но стены могут рухнуть и в результате землетрясения, и по другим причинам. Кстати, трогать древние останки небезопасно. Достаточно вспомнить, что склеп Амира Темура был вскрыт как раз в день начала Великой отечественной войны, отчего возникла молва, что был выпущен его воинственный дух. Между прочим, в 2002 году Темуру исполняется 666 лет - апокалипсическое число, а с 2003 года эру Рыб сменяет эра Водолея, в связи с чем мистики предрекают большие потрясения.
Но от конца света вернемся к началу.

Каждому школьнику известна история с яблоком, упавшим на голову Ньютона, что якобы послужило толчком к открытию закона всемирного тяготения. Но в биографии Ньютона (сына плотника, подобно Иисусу), написанной его соотечественником Майклом Уайтом, известным автором популярных жизнеописаний Дарвина и Эйнштейна, утверждается, что никакое яблоко на голову Исаака Абрамовича не падало, а историю об этом он сам выдумал, чтобы скрыть свое пристрастие к оккультным наукам, за что в те суровые времена могли и на виселицу отправить.

А было ли яблоко? ……
Поскольку, как говорится, дыма без огня не бывает, где- то оно все же было.

Как свидетельствует Библия, земная история человечества началась с яблока. Это косвенно подтверждают и исследования зарубежных ученых. Они на основании
лазерно - спутниковых измерений доказали, что наша голубая планета по форме напоминает обкусанное яблоко (об этом сообщил немецкий журнал “Гео”). Так что силы тяготения отчасти реабилитировали Ньютона, и его “яблочную” историю можно расценить как еще одно гениальное предвидение
.

Водились яблоки и в райском саду, где первая пара людей, слепленная Создателем из того, что было (то есть из глины и праха земного), впервые попробовала этот плод с некоего древа познания Добра и Зла.

Рай многим представляется как восхитительное место, сад наслаждений.
Иконы зародившейся в древнем Хорезме первой мировой религии - зороастризма, выполненные в виде терракотовых очажков, изображали рай в виде сада, огорожен-ного глинобитной стеной. А между тем жизнь за этим райским дувалом была тоже не
сахар. Ведь не было там ни книг, ни телевизора, ни карт, ни шахмат, ни футбола с хоккеем. Соседей - и то не было. К тому же Адам с Евой отродясь не знали что такое работа. Первые тысячу лет еще терпимо, а дальше - помереть с тоски можно (чем все в конце концов и закончилось). Вот они и скучали, лежа в тени дерева, на котором висела табличка: “ Алма!” что в переводе означает “Не бери” - (в смысле - “Не трогать - смертельно!”). Наверное, это дерево опрыскали пестицидами для борьбы с адовыми вредителями. Но вдруг на голову Адама упало яблоко, и его осенило. “Эврика!”- воскликнул он и принялся изобретать “бикини” из листьев смоковницы, то бишь инжира, который и поныне растет и плодоносит в Хорезмском оазисе, (В Библии об этом сказано так: “И увидели они, что наги, и устыдились наготы своей и сшили себе одежду из листьев смоковницы”. Аналогично эта история описана и в Коране).
Так родилось первое древнейшее ремесло - вопреки распространенному заблуж
-дению, это была профессия портного. Таким образом, можно считать, что журналист - это не вторая, а по меньшей мере, третья древнейшая профессия.
А яблоню, как и его плоды, с тех пор так и называют на его родине “Алма”

(Отсюда и репутация запретного плода. Ну а выползший из яблока червяк в процессе мифотворчества за тысячелетия трансформировался в змея- искусителя. Позже, с возникновением понятия частной собственности, “Алма” – превратилось в заповедь “Не кради”, нарушив которую первой, люди познали зло.
Между тем, увидев, что люди могут и хотят работать, Бог выпустил их из райского сада- инкубатора.
В результате Адам принялся добывать хлеб в поте лица своего, а Ева рожать детей.

И произошло это не в туманном Альбионе, где климат явно не тот, и не в Намангане, где “яблоки зреют ароматные”, и даже не в городе Алма - Ата, название которой ошибочно переводят как “Отец яблок”. (На самом деле, Ата – древнегреческая богиня обмана, поэтому смысловой перевод - “Не бери - обманут”, и восходит ещё к временам Александра Македонского, проводившего там тактику “Троянского коня”. Кстати, “Ат” в переводе - конь, что подтверждает эту версию.)

Ну а настоящий, подлинный рай, как следует из Авесты - древнейшей Библии человечества, находился там, где мы сейчас живем - в Хорезмском оазисе. Здесь само слово Адам сохранило свой изначальный смысл: адам - человек, адамлар - люди, адамзат - человечество. Похоже, что именно здесь и была золотая колыбель человечества, как было сказано на сессии Исполкома ЮНЕСКО. Русское слово “Бог” созвучно узбекскому “Баг” (сад) и это не просто созвучие. Оно происходит от древне-хорезмийского (авестийского) слова Баг (сад), сохранившего свое первоначальное звучание и изначальное значение в Хорезмском оазисе- месте его происхождения. Дело в том, что древнехорезмийский язык, так же как и славянские, относится к семье индоевропейских языков (восточноиранская ветвь). Так здесь переплелись корни и ветви древа человеческой цивилизации. Поэтому Господь Бог означает буквально Господь Сад, и восходит к временам пантеизма, когда верили, что Бог “разлит” во всей Природе. Но со временем человек возгордился и стал представлять Бога по своему образу и подобию, чему соответствует более позднее слово “Багман”, то есть садовник или хозяин сада (авестийское «Бага» – дарующий блага). Прошли тысячелетия, многое забылось и неузнаваемо изменилось. Библейский Сад превратился в экологический ад. Грань между ними оказалась весьма зыбкой – всего одна буква выпала из слова, как опадают листья после дефолиации - а какая разница (мы ее почувствовали на своей шкуре). “Баг” превратился в “Ах”, а “Бог”- в “Ох”. Но ахами и охами делу не помочь, нужно искать выход. И в этом неоценимую роль может сыграть развитие туризма, как экологически чистого бизнеса. Ведь здесь уже проведено столько конференций, побывало “на халяву” столько народу, что если б каждый принес по ведру воды, то она наполнила бы Арал.

Аральский синдром.

Между тем, наезжающие сюда ташкентские чиновники настолько запугали самих себя, что даже пиалу чая боятся здесь выпить. И этим так застращали туристов, что они даже в Хиву едут с опаской. В этой связи, как только речь заходит о развитии туризма в нашей республике, сразу слышишь - да какой дурак поедет в нашу зону экологического бедствия? На это можно возразить - дурак- то может и не поедет, а вот кто поумней, прочитав статью в журнале “Изобретатель и рационализатор”, задумается: а так ли страшен ему экологический черт, как им его малюют? Ведь, оказывается, еще в шестидесятые годы в той же Англии были подобные проблемы. Тамошние “багмены” развили такую кипучую борьбу с червяками и разными прочими гусеницами, что врачи стали запрещать женщинам кормить детей грудью, ибо содержание пестицидов делало материнское молоко небезопасным для здоровья младенцев. Ничто не ново под луной, и подобными “страшилками”, используемыми в “торговых войнах” для оттеснения конкурентов с рынка, западного обывателя не запугать. Все это они уже давно проходили и тем не менее прекрасно выглядят, поскольку питаются лучше, да и за здоровьем следят - к врачу обращаются не за три дня до смерти, а за три года до болезни
.

Между тем, наш регион официально так и не объявлен зоной экологического бедствия, хотя разговоров было много. Да и на одной из прошедших на эту тему в Нукусе международной конференции в конце концов признано, что экологическая тема лишь одна из составляющих Аральского кризиса, наряду с экономической, демографической и другими проблемами.

Ведь экология не только у нас плохая. Возьмем, к примеру, Пятигорск – уж на курорте – то с экологией должен быть полный порядок! Ан нет, ведь один из основных лечебных факторов – сероводород, в химических справочниках характеризуется как не менее ядовитый, чем пресловутые пестициды. Все лекарство, и все яд – разница лишь в дозировке. Можно и витаминами отравиться. То – то жители этого курорта сами здоровьем не блещут, получая “лошадиные” дозы этого снадобья: те же у них проблемы с почками, печенью, сердцем и т. д. Короче говоря, “синдром хронического экологического отравления”. Вода там и вправду противная, зато воздух “вкусный”. Но и в нем содержится радиоактивный газ радон, целебный лишь в малых дозах и кратковременно. Так что впору и Пятигорск объявлять зоной экологического бедствия, да нельзя рубить сук, на котором “сидит” его экономика.

А ведь и Приаралье может стать курортной здравницей не хуже Пятигорска. Гидрогеологами и бальнеологами здесь обнаружены месторождения лечебной сероводородной грязи и минеральные воды, не уступающие Кавказским.
Ну а относительно солевой пыли, которой так стараются запугать мировую общественность, так ведь подобной астму лечат, при соответствующей дозировке, разумеется. Так что, хочешь жить на курорте – терпи. Пить надо меньше, особенно “самопал”, ну а курить – тем более здоровью вредить, усугубляя экологический прессинг на организм. Вот ведь Сочи давно уже объявлен городом некурящих, а у нас разве экология лучше? И Америка бросает курить, а мы подбираем ставшие ненужными им “окурки”. Как будто деньги больше тратить не на что, кроме как на эти “туберкулезные палочки” в яркой упаковке.

Ну а туристу залетному здесь боятся нечего – наши “вредности” для него вроде допинга (тонизирующие стрессоры), и побыв здесь несколько дней, он только бодрее станет, как после курорта. Никто еще не умер от выпитой здесь пиалы кок – чая, так же как не заболеть туберкулезом от единственной выкуренной сигареты – для этого нужно годами здоровье подрывать. И пожить здесь недельку ничуть не опаснее, чем выкурить за это время пачку сигарет, зато полученные впечатления несоизмеримы.

Возможно, мои выводы могут кому- то показаться неубедительными. Поэтому я обратился к специалисту- экологу - доктору биологических наук Константиновой Людмиле Григорьевне с просьбой прокомментировать эти соображения. Ознакомившись с ними, она в целом согласилась, что для панических настроений, «аралофобии» нет оснований. Нужно не запугивать людей, а улучшать им условия жизни. Во многих промышленных городах России и Узбекистана экологическая ситуация не лучше, но благодаря развитой промышленности доходы населения и, соответственно уровень жизни выше. Но, помимо экологического, тяжким грузом здесь давит на людей и психологический стресс, порождая в людях пессимистические настроения. Своего рода «Аральский синдром», подобный Чернобыльскому, когда страх перед угрозой наносит здоровью людей больший вред, чем сама эта опасность. Пора искать выход из этой «заколдованной области плача», которая не сулит ничего хорошего. Ведь от таких "похоронных" настроений у людей руки опускаются и дело не идет, а многие просто сбегают, не видя перспективы. Вот и надо от запугивания людей перейти к позитивному, оптимистическому мышлению. Ведь этот кризис не первый и не самый страшный в истории нашего многострадального края. Например, еще в 13 веке полчища иноземных захватчиков разрушили здесь ирригационные сооружения, каналы и дамбы, в результате чего даже река, ныне именуемая Амударья, изменила свое русло, отвернув от Арала. Были разгромлены города и селения, жители массами истреблялись и угонялись в рабство, среди оставшихся свирепствовали голод и эпидемии. На память о тех временах остались не кладбища кораблей, а кладбища древних городов, засыпанных песками. Этот экологический кризис, тоже вызванный деятельностью человека, был похуже нынешнего. Но и тогда мужественные предтечи ныне живущих здесь народов нашли в себе силы и мужество восстановить Хорезмский оазис, хоть и не было тогда ни современной техники, ни гуманитарной помощи, ни кредитов развитых стран.

Верится, что и наши современники проявят силу духа и, опираясь на международную помощь и поддержку, справится и с этой бедой. И в этом неоценимую роль может сыграть развитие международного туризма. А внимание мирового сообщества можно привлечь не только нашими «язвами», но и тем, чем мы вправе гордиться богатейшим культурным наследием. Ведь Каракалпакстан неспроста называют туристическим Клондайком или страной 1001 чуда. Он занимает 37 % территории Узбекистана и большую часть древнего Хорезма, называемого Геродотом страной 1100 городов. Поэтому здесь и насчитывается свыше 1000 археологических памятников, многие из которых являются уникальными памятниками истории и культуры, имеющие мировое значение, что само по себе уникальное явление. Здесь и пересекающий горловину Устюрта Дэвкескенский вал - прообраз Великой Китайской стены, и отмеченные высоким искусством древних мастеров памятники хорезмийской античности, как культовый центр зороастризма Кой - Крылган- Кала, и выдающиеся архитектурные памятники позднеантичного периода, например, дворец Топрак - Кала, через который, по представлениям древних строителей проходила Ось Мира, и много десятков древних городищ, среди которых недавно раскопанная древнейшая столица Хорезма- в Ташкырманском оазисе, Берунийского района - родине великого ученого Беруни, и множество мусульманских святынь, и уже упоминавшийся Миздахкан - «Гяур - Кала» «город неверных», как называли мусульмане зороастрийцев- огнепоклонников. Ныне в ученом мире считается доказанным, что древнейшая религия откровения - зороастризм, оказавшая на человечество, прямо или косвенно, большее влияние, чем любая иная вера, возникла именно здесь, где был зажжен первый огонь маздеизма. Даже в гербе изображена зороастрийская дахма. Поэтому наш край может и должен стать новой Меккой для туристов со всего света.

Сергеев Владимир, вольный журналист. nukus@mailgate.ru, http://e-nukus.narod.ru

Литература:

Мэри Бойс – Зороастрийцы: верования и обычаи;
Токарев С. А. – Религии в истории народов мира;
Аль-Бируни – Памятники минувших поколений;
Раппопорт. Ю. – Из истории религий древнего Хорезма;
Ягодин, Ходжаев – Некрополь древнего Миздахкана;
Толстов С. П. - Древний Хорезм;
(и мн. др.).
Возврат на ГЛАВНУЮ стр.